Танцы

Здесь вы найдете список хороводов и ръчениц, а также включено краткое описание стиля и характера танцев из разных этнографических областей.

Добруджанские народные танцы

Мы изучаем:

  1.  Бръсни цървул
  2.  Варненско хоро
  3.  Добруджанска ръченица
  4.  ?зхвърли кондак
  5.  Опас
  6.  Повлекана
  7.  Ръка
  8.  Сборенка
  9.  Тропанка

Добруджанец танцует уверенным движением, и часто имитирует детали своего ежедневного труда. Акцент в движениях направлены обычно вниз, что показывает его связь с землей.  В Добрудже большое участие в танце принимают руки со специфичной линии. Движения добруджанца с большой амплитудой и насыщенны силой. Руки добруджанки очень мягкие, плавные, гибкие кисти и свободны от напряжения локтей – как будто они колосья пшеницы, покачивающиеся ветром.

Самые распространенные в этой области – смешанные хороводы, на которые собираются и мужчины, и женщины. В большинстве добруджанских танцев темп в начале мелодии медленный, но потом ускоряется. Типичная для добруджанского стиля является игра тела и плеч. У женщин – насыщена  грацией, а у мужчин – с подчеркнутой внутренней силой, со своболными плечами.

Добруджанский ръченик – любимый мужской танец в Добрудже. Участники танцуют одни и те же движения, не беря друг за друга. Движения повторяют ежедневие добруджанца:  ношение мешков, связывание снопа.

Мастерство выполнения ръченика не каждому удается, поэтому не все включаются.

Богатый душевный мир добруджанца находит выразительность в танце, и через оригинальные выкрикивания, которые очень похожи на пения птиц. Как будто голосами крылатых певцов танцующие разговаривают между собой и раскрывают их взаимоотношения.

Пиринские народные танцы:

  1. Арап
  2.  Гинка
  3. Джангурица
  4.  ?спайче
  5.  Каврак Елено
  6.  Касапско хоро
  7.  Кулско хоро
  8.  Ляски
  9.  Малешевско хоро
  10.  Мелнишко хоро
  11. Огражденско хоро
  12. Ой, Марийо
  13. Старо банско хоро
  14. Ширто

Пиринские хороводы сложны и разнообразны из-за сильного соседних государств и этнографических областей. Только в этой области есть хороводы, которых танцуют в одном размере в медленной части, а в другом – в быстрой.  Это показывает исключительную надаренность пиринцев и об их чувстве имровизации.

Мужские танцы очень богаты движениями и ритмом, выполняются от медленного до даже очень быстрого темпа. Обычно танец мужчин наполнен прыжками, приседаниями, кручениями. Некоторые движения выполняются с юмором, но большинство показывают мужество, силу и вглубление. ?ногда танцующие доказывают свою готовность на борьбу через игру с ножами в руках. Женские хороводы медленные до умеренно быстрых. Как отражение тяжелого и обсыпанного женского  костюма – движения выполняются низкими, тянущимися, как пробежка и пружинирующими движениями с выпрямленным телом.

Все женские, мужские и смешанные хороводы с развлекательными  функциями отличаются особенно радостным и жизнеутверждающим настроением.  Естественное выражение эмоционального состояния танцующих является покрикивание.  Пиринцы покрикивают тогда, когда начинается новая мелодия или новая танцовая фигура, или тогда, когда они мастера танца – т.е. главным лицом в танце. Чаще покрикивание совпадает с концом движения и тогда услышим „хо!”, „опа!” или что-нибудь другое, индивидуальное. Нежная, лиричная и сдержанная в танце пиринка покрикивает реже.   Она несет танец глубоко в себя и переживает его без внешнего выражения.

 Родопские народные танцы:

1. Йенино хоро

2. Митрино хоро

3. Сворнато хоро

4. Чукано хоро

Когда у родопчанина есть много работы он открикивает: „Легкая работа”. У него все медленное, тяжелое, спокойное…  ? танец такой —  медленный и сдержанный.

Родопские  танцы отличаются простотой как по форме, так и по движению. Они плавные и грациозные. Выполняются с чувством достоинства под звуки одной или больше волынок или песен. Мужчины танцуют свободнее, делают широкие шаги, иногда приседают и становятся на коленях. Женщины шагают в густую линейку, близко друг к другу. Даже и при более быстрых хороводов сохраняют плотное захватывание и упругое тело.

Характерное для этой области очередность хоровода: сначала мужчины (за руки или за плечи), а после этого – женщины. Хватаются обычно платками.

 

Северняшкие народные танцы

  1.  Ганкино хоро
  2.  Грънчарско хоро
  3.  Дайчово хоро
  4.  Дунавско хоро
  5.  Еленино хоро
  6.  ?зручанка
  7.  Пайдушко хоро
  8.  Ситно влашко хоро
  9.  Черкезко хоро
  10.  Чичовата
  11.  Чуш мерджан
  12. Шира

Северянки танцуют очень свободно, с самочувствием и юмором. С небольшими исключениями каждое медленно начинающийся хоровод вскоре ускоряется, при этом участники время от времени меняют быстрый темп с медленным. ?ногда местные говорят, что когда они танцуют – летят. Так характеризуется, с одной стороны легкую и пылкую игру, а с другой стороны – состояние танцующего, для которого танец это способ оторваться от забот будних и переход к желанному и обычному состоянию веселья и радости. Чаще всего танцующие держат друг друга за руки, при этом размахивают ими вольно и широко. Есть и танцы, в которых хватаются за пояса. Еще встречаются и такие, в которых танцующие не хватаются.    Типично для Северо-западного стиля это „натришане” – мелкое ритмичное пружинирование ногами и плечами, из-за чего тело как будто дрожит.

Встречаются и различия сходства между танцами с Дунайской равнины, Предбалкан и Балкан. Танцы с равнины шире, легче и проще. В Предбалканском крае  — буйные и прыгучие. А в Балканских поселениях, из-за отсутствия достаточно широкого и ровного место для танцев, народные танцы выполняются на месте, с более разнообразными и сложными движениями.

Фракийские народные  танцы

  1.  Бучимиш
  2.  Великденско хоро
  3.  Главинишка копаница
  4.  Джиновско
  5.  Право хоро
  6.  Седи Донка
  7.  Тракийска ръченица
  8.  Трите пъти
  9.  Щеркольовата

Фракиец играет свои танцы с полной отдачей, вглубь и серьезное. Он выполняет каждое движение с большим мастерством. Мужчина танцует чуть присев, при этом постоянно пружинирует. Особенно популярно движение „трополи”, через которое он как будто разговаривает с землей. Руки фракийца излучают силу и достоинство, часто сопровождаемые со сложными хлопаньями рук.  В большинстве случаев руки свободны от напряжения и ритмично выносятся вправо и влево вперед и назад, при этом выражает, прежде всего, внутреннее переживание напред и назад, като изразяват преди всичко дълбоко вътрешно преживяване при танце.

Фракийка всегда соблюдает установленные обществом нормы взаимоотношений и даже в танце сохраняет свое достоинство. ?грает кротко, зная свою цену. Руки у нее мягкие и пластичные, освобожденные от напряжения кисти и локти.  В некоторых танцах ясно видны заимствования из ежедневного труда: «замешивать тесто», «разточивание» и др. Типично для  Фракии прерывистая форма танца: быстрый темп чередуется с умеренным для отдыха танцующих. Они тесно связанны с выполняющим танцем.

Фракиец покрикивает тогда, когда начинается новая мелодия, новое движение или в момент, в котором выражает себя как мастер в танце. Покрикивания в женских и мужских танцев разные. Они подчеркивают, с одной стороны, сдержанность фракийки, а с другой – энергичность  и буйная игра фракийца.

 

Шопские народные танцы

  1.  Бистришка копаница
  2.  Вакарелско хоро
  3.  Граовско хоро
  4.  За пояс
  5.  Йове
  6.  Копчето
  7.  Кукунеш
  8.  Кюстендилска ръченица
  9.  Петрунино хоро
  10.  Ситно шопско хоро
  11.  Четворно хоро

Быстрота и легкость, буйный темперамент и постоянное заигрывание, одухотворенность и жизненность – эти слова точнее всего описывают сущность шопских танцев. Они самые быстрые в стране и захватывают своим разнообразием, легкостью и прыгучие.  Шопы танцуют чуть присев, часто корпусом вперед. В часть танцев он как будто борется – толкает и соревнуется с воображаемым противником, поваленным на землю. В других — акцент направлен вверх, что показывает стремление, отделится от земли. Едва шагнув, шоп спешит прыгнуть высоко, дотронутся на миг до земли  и снова, полный неукротимой энергией, отделится от нее.

В Шоплуке чаще танцуют „водени” хора, „сключени” хора и хора „на леса”. Часто „танчоводът” на „лесата” играет с тростником, на котором завязан платок. Он мастерски управляет им, при этом приглашая остальных участников выполнять хоровод как надо, а иногда и «угрожая» машет им к тому, который  не очень хорошо его знает.

Покрикивания в шопском танце отличаются от других областей. Наряду с продолжительным „ииии” – выражение повышенного настроения, можно услышать и угрожающее „хаааа” или даже что-нибудь похожее на рычание. Эти покрикивания, типичные для мужского танца, несут характер мужественности и воинственности, особенного настроения и чувства. У женщин они находят другое выражение, но они также являются порывом эмоционального состояния танцующих.